Анализ стратегий противников при игре в модифицированный «Морской бой»

 pdf (199K)

Врабо те рассматривается известная игра «Морской бой». Цель статьи — предложить модифицированную версию «Морского боя» и найти оптимальные стратегии действий игроков в новых правилах. Изменения коснулись как применяемых атакующих стратегий (добавлена новая возможность атаки, охватывающая четыре клетки за один выстрел), размера поля (использовались варианты игры для полей 10 × 10, 20 × 20, 30 × 30), так и правил расстановки кораблей в процессе боя (добавлена возможность перемещения корабля из зоны обстрела). Игра решалась с применением аппарата теории игр: составлены платежные матрицы для каждого варианта изменяемых правил, для них найдены оптимальные смешанные и чистые стратегии. При решении платежных матриц использовался итерационный метод. Симуляция состояла в применении пяти алгоритмов атаки и шести алгоритмов защиты с вариацией параметров при игре «каждого с каждым». Атакующие алгоритмы варьировались в разрезе 100 различных наборов значений, алгоритмы защиты — в разрезе 150 каждый. Важным результатом стало то, что в рамках этих ал- горитмов модифицированный «Морской бой» может быть решен, — то есть могут быть найдены устойчивые чистые или смешанные стратегии поведения, обеспечивающие сторонам оптимальный исход с точки зрения теории игр. Помимо этого, сделана оценка влияния изменений правил стандартного «Морского боя» на результат противостояния. Приведено сравнение с результатами, полученными авторами в предыдущей работе по данной тематике. На основе сопоставления полученных платежных матриц со статистическим анализом, проведенным ранее, отмечено, что стандартный «Морской бой» может быть представлен как частный случай рассмотренных в данной работе модификаций. Задача актуальна как с точки зрения ее применения в военном деле, так и в гражданских областях. Использование результатов статьи способно сохранить ресурсы при геологоразведке, обеспечить преимущество в военном противостоянии, сохранить детали, подвергающиеся разрушительному воздействию, и так далее.

Ключевые слова: морской бой, алгоритмы расстановки кораблей, алгоритмы атаки, теория игр, модификации морского боя, метод Монте-Карло
Цитата: Компьютерные исследования и моделирование, 2016, т. 8, № 5, с. 817-827

The analysis of player’s behaviour in modified “Sea battle” game

The well-known “Sea battle” game is in the focus of the current job. The main goal of the article is to provide modified version of “Sea battle” game and to find optimal players’ strategies in the new rules. Changes were applied to attacking strategies (new option to attack hitting four cells in one shot was added) as well as to the size of the field (sizes of 10 × 10, 20 × 20, 30 × 30 were used) and to the rules of disposal algorithms during the game (new possibility to move the ship off the attacking zone). The game was solved with the use of game theory capabilities: payoff matrices were found for each version of altered rules, for which optimal pure and mixed strategies were discovered. For solving payoff matrices iterative method was used. The simulation was in applying five attacking algorithms and six disposal ones with parameters variation due to the game of players with each other. Attacking algorithms were varied in 100 sets of parameters, disposal algorithms — in 150 sets. Major result is that using such algorithms the modified “Sea battle” game can be solved — that implies the possibility of finding stable pure and mixed strategies of behaviour, which guarantee the sides gaining optimal results in game theory terms. Moreover, influence of modifying the rules of “Sea battle” game is estimated. Comparison with prior authors’ results on this topic was made. Based on matching the payoff matrices with the statistical analysis, completed earlier, it was found out that standard “Sea battle” game could be represented as a special case of game modifications, observed in this article. The job is important not only because of its applications in war area, but in civil areas as well. Use of article’s results could save resources in exploration, provide an advantage in war conflicts, defend devices under devastating impact.

Keywords: sea battle game, deploying ships algorithms, attacking algorithms, game theory, sea battle game modifications, Monte-Carlo method

Полнотекстовая версия журнала доступна также на сайте научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU

Журнал входит в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук ВАК, группы специальностей: 01.01.00, 01.02.00, 03.01.00, 03.02.00.
 

Международная Междисциплинарная Конференция "Математика. Компьютер. Образование"

Международная Междисциплинарная Конференция МАТЕМАТИКА. КОМПЬЮТЕР. ОБРАЗОВАНИЕ.

Журнал включен в базу данных Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science